Департамент образования Орловской области
Управление образования администрации Ливенского района Орловской области
МБОУ "Козьминская СОШ"
OBR57.ru

Здоровьесберегающие техногогии

доровьесберегающие технологии:

  • с 2002 года школа работает по программе «Слагаемые здоровья».
  • Введение 3-го часа физкультуры в рамках школьного компонента на всех ступенях образования.


Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Ухудшение здоровья зависит от многих факторов: отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения  правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для современной образовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, т.е. осуществление комплексного подхода имеет прямое отношение к перспективному обучению.

Здоровье - это главная жизненная ценность, дарованная человеку. Но ведь каждый индивидуален и неповторим. Как найти путь к его развитию и совершенствованию? Кто научить его познанию и созиданию себя личностью здоровой, духовной, творческой, практической, которая сможет противостоять социальным катаклизмам и самореализовываться в этом непростом и нестабильном мире?

Эти проблемы встали перед коллективом школы. Решение их потребовало разработки своей системы взглядов, установки идей.
Понимая, что развитие школы осуществляется не иначе, чем через инновационный процесс, мы хотели через блоки системных инноваций создать единое образовательное пространство, направленное на духовное, нравственное, физическое оздоровление личности.

В ходе эксперимента наша программа была реализована через три взаимосвязанных между собой блока: образовательный, воспитательный, оздоровительный, в последнем важное место заняли валеологическое, медицинское, психологическое направления и спортивно-физическое воспитание. В основе планирования всех трёх блоков лежал личностно-ориентированный подход, все три блока пронизаны идеями оздоровления учащихся. Реализовать поставленные цели помогло интегрирование действия трех ключевых направлений, которые создают среду, обеспечивающую индивидуальную траектория развития каждого ребёнка. Этими составляющими являлись:

  • педагогика
  • психология 
  • медицина

представители которых, действуя в рамках протокола согласованных действий, создали здоровую воспитывающую психологическую среду для развития ребёнка.

В основу образовательного и воспитательного блока заложена гуманизация образования и воспитания.  Гуманистические  основы взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса проявлялись в заинтересованности в успехе каждого ученика, открытости, человечности, доброжелательности, умении разрешать конфликты.

Учитель, используя в работе данные диагностики рационально, в соответствии с индивидуально психологическими особенностями строил учебный процесс. С этой целью были составлены карты индивидуального сопровождения каждого ребенка. Знания индивидуальных особенностей каждою ребёнка позволило учителю создать зону комфортного эмоционального состояния, повысить мотивацию обучения, наладить сотрудничество на уроке, принципов организации воспитывающей жизнедеятельности школы, создание Программы развития.

Школа может и должна определить индивидуальность каждого ученика, помочь ему найти ответ на вопрос «Каков Я?», дать компетентные рекомендации о наиболее благоприятном пути развития.

Работая на договорной основе, врачи ЦРБ г. Ливны,  медицинские сестры, психологи, социальные педагоги провели углубленный медицинский осмотр каждого ребёнка.

Результаты его таковы: из 79 учащихся школы 60 условно-здоровые, 19 детей находятся в группе риска по различным заболеваниям.
В результате анализа структуры заболеваемости выделены ведущие формы имеющейся патологии. К ним относятся: сколиозы и нарушения осанки - 8,8 % , нарушение зрения - 4,8 %, хроническая патология ЛОР – органов 4,2 %, заболевания желудочно-кишечного тракта 3,7 %, вегетососудистая дистония 4,9 %, заболевания почек 1,9 %.

Среди причин, отрицательно влияющих на здоровье детей, отмечаем следующие:

  • организация учебно-воспитательного процесса;
  • микроклимат в семье;
  • общая и педагогическая культура учителей, родителей и учащихся.

Решать проблему здоровья детей непросто, но необходимо, поэтому наряду с общеобразовательными задачами, задачами социализации личности, мы выделили третью группу задач – поддержание оптимального уровня здоровья школьников в процессе обучения.

Перед коллективом была поставлена цель: организовать образовательный процесс в школе на основе принципов лечебной педагогики, оптимизировать профилактическую лечебно-оздоровительную помощь школьникам, повысить уровень валеологической культуры учителей, родителей, учащихся.

Психологически обоснованный индивидуальный подход к учащимся нашёл свое выражение в разноуровневой дифференциации, в освоении новых педагогических технологий, в составлении и апробации авторских программ.

Важнейшим профессиональным направлением школы стала педагогическая поддержка. Умение выстроить систему поддержки для каждого ребёнка составляло особое искусство, которому должен учиться каждый педагог.

Учителю сегодня мало знать свой предмет, надо быть хорошим психологом, валеологом, творческим человеком, нужен учитель для детей, требующих коррекции и поддержки.

Медицинский путь решения проблем здоровьесбережения заключался в диагностике и коррекции наиболее распространенных заболеваний, в результате чего организовывались дополнительные занятия по лечебной физкультуре, проводилась сезонная профилактика обострений медикаментозными средствами и фитотерапией в условиях школы, проводились тренировки с помощью офтальмотренажёра в школе.

Медико-физиологический путь решения проблем здоровья в школе заключался в предупреждении возможности заболеваний с помощью профилактических мероприятий, для этого была организована ингаляция аэрозолями лечебных трав во время урока: дотация экстрактов лечебных трав, содержащих комплекс витаминов в условиях школьной столовой.

Особое внимание уделялось физкультурно-оздоровительным мероприятиям, для чего создан лекторий «Твоё здоровье», введена гимнастика до занятий, проведение физкультминуток с 1 по 11 класс во время уроков, проведение «Дней здоровья» (последняя суббота месяца), различные спортивные праздники и соревнования. Введен в учебный план дополнительно 3-й час по физической культуре в 5-11 классах, в начальных классах третий час физкультуры реализуется в виде динамического часа. Введены уроки валеологии с 1 по 11 классы.

Психологический путь решения проблем здоровья в школе состоял в поддержке и укреплении психологического здоровья учащегося, содействие оптимальному психическому развитию ребенка в условиях школы. Психолог вместе с учителями разрабатывал тактику и стратегию индивидуального подхода к школьнику на основе психологического изучения ребёнка, В школе были составлены карты индивидуального сопровождения ребёнка.

Психологическая служба строила свою работу по трем направлениям:

  1. Скрининг.
  2. Диагностика
  3. Коррекция.

Работа всех трех блоков (образовательного, воспитательного, оздоравливающего) направлена на сохранение здоровья детей, и это помогло им успешно усваивать науки и гармонично развиваться.

Цель всякого эксперимента - создание нового, любая экспериментальная работа предполагает творчество. В творческом поиске находится наш педагогический коллектив.

Наш эксперимент рассчитанный на 7 лет, заканчивается в текущем учебном году.

Тема этого эксперимента:

«Духовное, нравственное и физическое оздоровление личности школьника через систематизацию образовательного пространства».
Цель эксперимента: создать единый комплекс воздействия на личность ученика, благотворно сказывающийся на его физическом, психическом, социальном, нравственном, духовном здоровье, превратить процесс образовательный в процесс творящий здоровье.

Осуществление данного эксперимента прошло через три этапа.

I этап 2002 – 2004 год – прогностически-организационный.
Работа I-го этапа состояла в «Формировании инновационного образовательного пространства, направленного на духовное, нравственное и физическое оздоровление личности»

II этап 2004 - 2007 год практически-внедренческий.

III этап 2007 - 2009 год итогово-обобщающий.
Работа данного этапа была направлена на создание единого комплекса воздействия на личность ученика по концепции «Школы здоровья». На превращение процесса образовательного в процесс творящий здоровье.

Принципиальной позицией, направленной на претворение в жизнь условий установки считаем:

  • признание приоритета ребенка в школе;
  • сотрудничество педагогов, психологов, медиков с детьми, родителями;
  • создание в школе духа добра, красоты, истины;
  • создание потребности в здоровом образе жизни.

Главный результат осуществления эксперимента – это та атмосфера, которая сложилась под его влиянием:

  1. Каждый учитель исходил из того, что в учебно-воспитательной системе основной субъект - ученик а главная ценность – его здоровье.
  2. Школа разрабатывала и апробировала интересный спектр способов организации здоровой образовательной среды, которая ставит ученика в позицию субъекта собственного образования.
  3. Эффекты оздоровления кроются в грамотно организованном с позиции здоровья образовательном процессе.
  4. Учебная деятельность перестала быть источникам негативных форм психической напряженности и действительно превратилась в ведущий тип деятельности учащихся.
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.